Главная страница Visual 2000 · Общий список статей

PDM вместо планово-диспетческого отдела

Статья опубликована без указания автора, но текст подготовлен компание Appius при редакторской поддержке Андрея Колесова, 2006
Авторский вариант. Статья была опубликована c незначительной литературной правкой в журнале BYTE/Россия (N 02/2007, с. 70)



Введение в проект

Общие сведения:

Владимир Белецкий, главный конструктор ООО "ЭСТО-Вакуум": «Сокращение длительности производственного цикла изделия за счет сокращения времени передачи информации от конструктора в производство – важный аспект деятельности предприятия».

ООО "ЭСТО-Вакуум" расположено в подмосковном Зеленограде и уже 12 лет специализируется на разработке нового автоматизированного вакуумного оборудования для напыления и травления различных материалов. Предприятие вполне типичное для сегодняшнего времени, здесь разрабатывается и производится высокотехнологическое оборудование. Для его разработки имеется современное конструкторское бюро, работающее в трехмерной системе автоматизированного проектирования. Специалисты по разработке технологических устройств и технологий готовы решить любые, в том числе и нестандартные задачи в области нанесения различных материалов в вакууме, а также предварительной очистки изделий, плазмохимического и ионно-химического травления, плазмостимулированного осаждения диэлектриков и т.д.

"ЭСТО-Вакуум" за время работы выпустила уже около 100 установок. Они успешно используются на многих предприятиях России и КНР в следующих областях:

В данной статье представлен опыт внедрения PDM-системы (Product Data Managament) с целью решения накопившихся проблем в области управления производством и проектированием.

В начало статьи

1. Исходное состояние

Численность конструкторского бюро 8 человек, активно используется трехмерная графика, имеется архив в виде файловой структуры. В отделе материально-технического снабжения установлена учетная система «1С:Торговля и склад» 7.7, есть специалист по снабжению, администратор системы, кладовщик. Взаимодействие с заводами- изготовителями выполняется на базе заключения договоров по передаче комплектов конструкторской документации (КД), выполненных в соответствии с ЕСКД. В производстве занято 20 человек.

В начало статьи

2. Проблемы

Имевшаяся структура подразумевала последовательное выполнение всех этапов выполнения заказов, требующих нового проектирования, а именно:

Несмотря на то, что уровень унификации составляет 70-80 %, этап проектирования занимает от трех до шести месяцев до получения полного комплекта КД.

Таким образом, вместо того, чтобы сразу после заключения договора с заказчиком запускать в производство эти унифицированные 80% установки, нам необходимо ждать готовности полного комплекта КД. Предприятие не укладывалось в сроки, устраивающие заказчиков. Попытки опережающего запуска при отсутствии полноценного планово-диспетчерского отдела немедленно приводят к путанице и неразберихе. Да и при наличии такого отдела существующая технология позволяет обрабатывать только законченные комплекты. Металлообрабатывающие заводы так же плохо воспринимают некомплектную документацию, т.к. возникают трудности с ее обработкой.

В любом случае на фоне увеличивающихся объемов производства даже для обеспечения обычной последовательной схемы создание планово - диспетчерского отдела становилось неизбежным. Альтернатива, как всегда, в автоматизации.

В начало статьи

3. Постановка задачи

Что устранить проблемы, требовалось решить следующие задачи:

В начало статьи

4. Решение

Толчком к началу работ по решению поставленных задач стала информация о том, что компания "Аппиус" (www.appius.ru) разработала систему Appius-PDM на платформе "1С:Предприятие" 8. Это означало, что передача данных из PDM-системы в хорошо известное на предприятии решение "1С" не вызовет проблем. На том этапе эта особенность была определяющей, и, несмотря на то, что система была новой, познакомившись с разработчиками, заказчик решил рискнуть. Система "Аппиус" предлагалась с конфигурацией «1С: Управление производственным предприятием», но было решено, что для текущих задач нет смысла ставить такую тяжелую конфигурацию, а потому установить более знакомое «1С: Управление торговлей» 8.0.

В начало статьи

5. Внедрение

Внедрение началось, не дожидаясь завершения адаптации системы под «1С: УТ». Сразу стало ясно, что частичное внедрение не имеет смысла, т.к. создавало еще больше трудностей, чем без PDM-системы. Для подключения минимально необходимого объема документации требовалось от 1 до 1.5 месяцев. В случае неудачи последствия могли быть необратимыми. Проектирование было приостановлено и все конструктора по оговоренному плану начали первый этап - подключение КД. Благодаря высокой квалификации наших сотрудников обучение практически не потребовалось. Сопроводительной документации и телефонных консультаций оказалось достаточно.

После месяца напряженной работы и освоения системы конструкторы постепенно стали возвращаться к прерванной проектной работе, но уже в PDM-системе. Главной задачей, как уже упоминалось, было не облегчение работы конструкторов, а управление снабжением и производством. Было опасение, что конструктора воспримут ее как дополнительную обузу. Этого не произошло. Стало ясно, что PDM-система и конструктору дает огромные удобства в работе, ни в чем его не ущемляя.

Параллельно с этим был осуществлен:

Таким образом, внедрение заняло:

К концу третьего месяца были написаны основные должностные инструкции, и прежние системы управления перестали действовать.

В начало статьи

6. Новый технологический цикл

Вот как он выглядит с использованием новой системы (рис. 1):

Рис. 1. Технологический цикл с использованием системы Appius-PDM

Рис. 2. Формирование перечня элементов

В начало статьи

7. Результат

Итог внедрения системы Appius-PDM выглядит следующим образом:

Обычно, когда речь заходит о внедрении систем автоматизированного управления производственной деятельностью, поставщики оперируют сроками в 1-2 года и стоимостью проектов от миллиона рублей и выше (а для больших предприятий – и от миллиона долларов). Однако любое внедрение, затягивающееся более чем на полгода, теряет темп, у специалистов предприятия исчезает ощущения, что внедрение приносит результаты.

В данном случае срок внедрения решений, которые уже положительно сказываются на экономике, составил всего три (!) месяца. При этом, по оценкам заказчика, производственный цикл стал короче в среднем на 1 квартал. Конечно, предприятие «ЭСТО-Вакуум» не очень большое и довольно гибкое, восприимчивое к реформам. Но все же результат и сроки его достижения впечатляют.

Для любого предприятия важен именно результат, а не «участие» в процессе. Предприятие «ЭСТО-Вакуум» с помощью программных и организационных решений от компании APPIUS и фирмы «1С» решило существенную часть своих проблем по автоматизации конструкторской подготовки производства и его диспетчеризации. Фактически, успешно завершен очень важный этап автоматизации управления материальными ресурсами. В случае возникновения необходимости в наращивании функционала предприятие может перейти с «1С:УТ» на «1С: Управление производственным предприятием» без потери информации.

В начало статьи

ВРЕЗКА. Что такое Product Data Management

Базовые функциональные возможности PDM-систем охватывают следующие основные направления:

С помощью PDM-систем осуществляется отслеживание больших массивов данных и инженерно-технической информации, необходимых на этапах проектирования, производства или строительства, а также поддержка эксплуатации, сопровождения и утилизации технических изделий. PDM-системы интегрируют информацию любых форматов и типов, предоставляя ее пользователям уже в структурированном виде (при этом структуризация привязана к особенностям современного промышленного производства). PDM-системы работают не только с текстовыми документами, но и с геометрическими моделями и данными, необходимыми для функционирования автоматических линий, станков с ЧПУ и др, причём доступ к таким данным осуществляется непосредственно из PDM-системы.

Одной из целей PDM-систем и является обеспечение возможности групповой работы над проектом, то есть, просмотра в реальном времени и совместного использования фрагментов общих информационных ресурсов предприятия.

В начало статьи